В данном разделе я постараюсь кратко и просто на пальцах, не научно, рассказать о том, какие методы реабилитации существуют и чем мы в то или иное время занимались с Элли.
1. Методика Глена Домана
Данная методика имеет 2 основных направления: интеллектуальное развитие и физическое.
В физическом развитии можно выделить следующую мысль: если мозг не может правильно двигать рукой, так как соответствующие клетки мозга не работают, то нужно показать телу, как это делать много-много раз (например, тысячу раз или миллион) и тогда должна образоваться соответствующая нейронная связь и мозг заработает, и рука будет двигаться правильно.
- Перекрестный паттернинг Домана – физическое упражнение, имитирующее ползанье человека по-пластунски, видео о том, как это можно делать в интернете достаточно.
- Занятия на Горке Домана – по сути, попытка спустить ребенка с горки лицом вниз, головой вперед, с целью того, чтобы он научился ползать.
- Раздражение зрительного нерва светом для детей с плохим зрением.
- Дыхательные упражнения с углекислыми масками, направленные избыток углекислого газа в крови и рефлекторное расширение сосудов.
В интеллектуальном развитии присутствуют:
- Карточки Домана (карточки с цифрами, буквами, картинками), различные плакаты с данными карточками, коврики на пол.
- Методика общения с ребенком, который не может разговаривать, в связи с поражением ЦНС, но имеет интеллект.
2. Массаж
Комментировать массаж, думаю, излишне, мы шли на него, только, если он не приводил к увеличению спастики. Крайне деликатно и без слез. К слову, капризы и слезы для меня — это разные понятия.
3. Фенделькрайз АБМ, БДА
В моем понимании это ЛФК с той или иной направленностью.
4. Остеопатия
5. Войта-терапия
По сути, воздействие на рефлекторные зоны человека, вызывая у него неосознанные движения, которые должны отразиться на работе мозга, модель от обратного. Из нашего опыта: чтобы ребенок, скованный спастикой, с негнущимися ногами, согнул ногу, ему нужно, сильно нажать пальцем на определенную точку между ребер, и так нам рекомендовали делать много раз в день.
6. Логопедический массаж
в том числе и зондовый, направлен с проработку мышц лица и глотки с целью стимуляции функционирования мимики, глотательных и жевательных мышц.
7. Висцеральная хиропрактика
(висцеральная — внутренняя, хиро – рука, практика– действия) — это воздействие на внутренние органы посредством надавливания, простукивания, сдвижения, массажа с целью восстановления положения органов и восстановления микроциркуляции в их околоорганных пространствах. За счет этих действий происходит нормализация многих обменных процессов в организме и устранение функциональных расстройств.
8. БФМ Н. Л. Лоскутовой (Биодинамическая фасциальная модуляция)
Метод телесной психотерапии. В ходе сеанса, прикасаясь к телу, специалист взаимодействует прежде всего с соединительно-тканной и дыхательной системой. Поскольку соединительная ткань пронизывает все тело, находится во всех органах, во время сеанса независимо от места первичного воздействия изменения происходят во всем теле. В результате восстанавливается свобода движения структур соединительной ткани как на макро-, так и на микроуровне, дыхание становится более свободным, с полноценным вдохом и выдохом, увеличивается вариабельность сердечного ритма, меняются показатели электро-энцефалографии, образуются новые нейронные связи. Освобождаясь от напряжений на телесном уровне, человек меняет психоэмоциональное состояние. Обретая свое тело, он обретает себя. Как правило сеанс происходит во сне, чтобы долбиться максимального расслабления и снятия спастики. Данный метод оказал наиболее сильное воздействие на процесс реабилитации Элли. Уже через месяц занятий, Элли начала моргать глазами, появилась мимика на лице, через 6 недель у ребенка начали сгибаться руки и пальцы, через несколько месяцев ребенок начал понемножку глотать, ей было больно, трудно, ей нужно было помогать… и мы это делали.
Нужно понимать, что всякая телесная практика зависит от рук, квалификации исполнителя и от того с какими мыслями подходит специалист к пациенту. С Элли по методу БФМ работала сама основательница метода Надежда Леонидовна.